Глава 1.Ввод исходной
информации.
Установка
программы
Установка программы 1С: Бухгалтерия на компьютер производится в два этапа.
1-ый этап:
Устанавливается система 1С:
Предприятие с компонентой Бухгалтерский учет при помощи специальной программы
установки Setup.exe., которая находится на
первой дискете комплекта поставки или на лазерном диске.
1. Запустить программу Setup.exe.
2. Следуйте указаниям программы
установки:
· Выберите вариант установки (сетевая или
локальная)
· Введите информацию о пользователе (имя и
организацию)
· Укажите место расположения программы (по умолчанию диск
С)
· Укажите имя программной группы, образующейся в
меню
Пуск→Программы (по умолчанию-
1С: Предприятие)
2-ой этап:
Устанавливается конфигурация
программы 1С: Бухгалтерия.
· Ответьте утвердительно на соответствующий вопрос
системы
Конфигурация – совокупность настроек программ, которая может быть изменена специальными средствами системы 1С: Предприятие. Готовые конфигурации могут приобретаться отдельно от программы.
***************************************************************
Компьютер на который ставится
программа 1С: Бухгалтерия, должен иметь:
q Процессор 486DX и выше
q ОЗУ не менее 16 Мбайт
q Монитор не ниже VGA
q Не менее 20 Мбайт свободного места на
диске
q ОС Windows 98 (2000) или Windows NT 4.0 и выше
q Принтер (для печати документов)
Установив на компьютер программу
1С: Бухгалтерия просмотрите содержимое диска, на
котором установлена программа, определите какие папки созданы в процессе
установки. Запишите полный путь к папке 1sbdb.
Запуск
программы
Запуск программы: Пуск
→Программы→1С Предприятие 7.7→1С Комплексная или соответствующий
модуль(Зарплата, кадры, торговля, склад и т.д.)
Работа с программой предусматривает два раздельных во времени процесса:
q Настройка (конфигурирование)
программы.
На этом этапе учитываются
особенности работы предприятия
q Непосредственная работа пользователя по ведению учета,
которая во многом определяется свойствами конфигурации
Для настройки программы
используется режимы
Конфигуратор и Отладчик
Режим Монитор предназначен для
контроля работы
пользователей с системой.
Запуск режима 1С: Предприятие позволяет выполнять операции по бухгалтерскому учету, торговле, кадрам и т.д.
Все данные учета хранятся на
компьютере в виде информационных баз.
В типовой
конфигурации создается две базы, одна из
которых пуста и предназначена для реальной работы пользователя, вторая (с
пометкой «демо») содержит демонстрационный пример.
Список используемых баз можно
редактировать:
Следует иметь в виду, что
изменяется только список в окне Запуск,
Файлы с базами не изменяются.
В нижней части окна указан полный
путь к текущей информационной базе.
*****************************************************************
Упражнение
1
Начните запуск программы
1С:Предприятие.
Когда на экране появится окно
Запуск 1С: Предприятия, выполните задания:
1. Проверьте установлен ли режим необходимый для ведения
учета.
2. Удалите строчку «1С: Предприятие. Типовая конфигурация
(демо)».
3. Измените название информационной базы «1С: Комплексная .
«Комплексная конфигурация» на название своего предприятия – «АО –
»
4. Каков адрес информационной базы
«Курс2»?
5. Запустите программу, выполнив двойной щелчок по имени
Вашей информационной базы.
1С: Предприятие имеет защиту от
копирования:
аппаратный ключ (входит в
поставку) – должен находится в параллельном порту
компьютера.
драйвер защиты – программа,
которую необходимо запустить раньше, чем систему 1С: Предприятие
(Пуск/Программы/1С: Предприятие/ - Установка драйвера
защиты)
Ввод сведений об
организации.
Работа с программой начинается с
ввода сведений об организации: при переходе от одной вкладки к другой желательно
заполнить все требуемые поля, затем снять флажок Показывать при запуске. Введенная
Вами информация
будет использоваться во время дальнейшей работы с
программой. При вводе даты удобно использовать календарь.
Ввести недостающие данные или
исправить ошибки во введенных данных можно и позже, вызвав, окно Фирмы из меню Структура компании Справочники.
При
первом запуске программы на экране появятся Совет дня. Если в дальнейшем
появление этого окна нежелательно, снимите флажок Показывать при
запуске.
******************************************************************
Упражнение
2
1. Заполните сведения об
организации.
Организация: Торговый дом
«Комплексный» (магазин и офис предприятия по
раздельности)
Дата
регистрации: 05.01.2005г.
Название организации; ЗАО «Торговый дом
Комплексный»
Полное название Закрытое акционерное общество
«Торговый дом Комплексный»
Юридический
адрес: г. Иркутск ул. Волжская
17-А, 46
Почтовый адрес : 664032г. Иркутск ул. Волжская 17-А,
46
2. Коды: ИНН – 3810231612
Вид деятельности: оптовая и
розничная торговля
3. Банк: Счет № 40702810900000109991
Прямые
расчеты;
Банк организации АКТ
«Альфа_Банк»
Корр.счет: 3010181010000000774
БИК:
044599774
Текущая датой является системная
дата компьютера.
Термин «вкладка» принят в
документации по продуктам фирмы Microsoft/
В документации по продуктам фирмы
1С в том же значении используется термин «закладка»
Справочники. Создание и выбор элементов
1С: Предприятие (Комплексная)
хранит сведения об однотипных объектах в различного рода
справочниках.
Во всех справочниках сведения
хранятся в виде таблиц:
строка- запись об одном
объекте
столбец -одна характеристика
объекта
Символ объекта - голубая папка
слева от записи.
Для ввода нового объекта
используется команда Новый меню Действия или клавиша INSERT -------------
В зависимости от объема хранимой об объекте информации данные могут быть введены непосредственно в поля таблицы или в специальную форму.
Введенные данные необходимо
сохранить, нажав при работе со строкой клавишу ENTER (кнопку Записать) или (при работе с
формой) ОК.
------------------------------------
Справочник может быть открыт в
режиме выбора элемента. Для выбора элемента справочника надо его выделить и
нажать кнопку Выбор или клавишу ENTER----------
Справочники служат для хранения общих и внутрифирменных классификаторов и используются для организации аналитического учета.
Количество, название и свойства
справочников задаются на этапе конфигурирования.
******************************************************************
Упражнение
3
1. Продолжите ввод сведений об организации. Вкладку ГНИ ИМНС пропустите.
2. Вкладка Отвественые
лицо:
Для ввода ФИО руководителя предприятия нажмите кнопку справа от поля ввода
(откроется окно справочника Список сотрудников) и введите
новую запись:
Ф.И.О. Бахшиев Петр
Иванович
Должность: Директор
Остальные поля не заполняйте и
нажмите кнопку ОК.
Выберите созданный элемент для
заполнения окна Сведения об
организации. Действуя
аналогично, введите данные о главном бухгалтере (это Вы) и кассире (Федурина
Нина Ивановна)
3. Вкладку прочие пропустить.
Копирование, пометка и
удаление
Копирование объекта:
1. Установите курсор на объекте, который копируется
2. Выберите пункт Копировать из меню Действия или нажмите кнопку Копировать строку
3. Будет создан новый объект, являющейся копией выбранного (за исключением кода и даты), Внесите необходимые корректировки.
4. Сохраните изменения (ENTER или ОК) или откажитесь от копирования (ESC).
Удаление объекта обычно происходит в два этапа:
1-ый этап: Помечаются объекты, которые надо удалить. Для пометки объекта на удаление – выделите объект, затем выберите Действия/Пометить на удаление (клавиша DELETE или кнопка Пометить на удаление).
Пометку на удаление можно снять – Действия/Отменить пометку на
удаление.
2-ой этап: Администратор системы или другое лицо, для которого определены соответствующие права, выполняет специальную процедуру (удаление помеченных объектов), которая будет описана позже.
Код автоматически создается программой. Может редактироваться пользователем, но должен быть уникальным.
В качестве даты по умолчанию используется рабочая дата программы.
**************************************************************
Удаление помеченных
объектов
Режим удаления объектов задается на этапе конфигурирования и, если конфигурацией это предусмотрено, может быть изменен через меню Сервис/Параметры, вкладка Общие. В Типовой конфигурации не разрешено прямое удаление.
Удаление помеченных объектов производится администратором системы (или другим лицом, имеющим соответствующие права).
Для выполнения операции:
¨ Закройте все вторичные открытые окна
¨ Выберите команду Операции/Удаление помеченных объектов
В списке объектов, помеченных на удаление, снимите пометку с тех объектов, от удаления которых Вы хотите воздержаться. Двойным щелчком мыши объект можно открыть для просмотра. Для работы со всем списком можно использовать кнопки: -
- Снять пометку у всех
- Пометить
все
¨ Нажмите кнопку Контроль. Система выполнит контроль наличия в информационной базе ссылок на выбранный объект. При большом объеме информационной базы контроль может занять значительное время
¨ Нажмите кнопку Удалить
¨ Просмотрите списки не удаляемых и удаляемых объектов. Для просмотра списка ссылок на объект, не подлежащих удалению, щелкните по нему
¨ Закройте открытые окна
Если Вы пометили на удаление объект, то все проводки документа удаляются. Если вы сняли с документа пометку на удаление, то его необходимо провести заново, чтобы проводки восстановились.
*******************************************************************
Упражнение 4
1. Создайте в справочнике Структура компании –Склады – Торговый склад
2. Затем выполните процедуру удаления этого
элемента
Константы
Наиболее общая информация об
организации, ведущей бухгалтерский учет, редко изменяются и хранятся системой
1С: Бухгалтерия в виде констант.
Открыть список констант можно,
выбрав в меню Операции команду Константы.
Для каждой константы задается три параметра:
q код константы, по которому программа обращается к
константе
q наименование константы – комментарий для
пользователя
q о значении константы
Чтобы отредактировать значение
константы, дважды щелкните по нему или выделите его нажмите кнопку Изменить или клавишу ENTER.
Сохранить изменения можно, нажав
на инструментальной панели окна кнопку Записать или клавишу ENTER.
----------
Для отмены внесенных изменений
нажмите клавишу ESC.
В режиме 1С: Предприятие можно
изменять только значение констант. Все другие изменения выполняются
в режиме Конфигуратор.
Для перемещения по списку констант
используют стандартные приемы Windows. Чтобы изменить ширину
столбца, перетащите правую границу заголовка ------------
Периодические константы
1С: Бухгалтерия использует то значение константы, которое соответствует дате совершения хозяйственной операции.
На этапе конфигурирования 1С:
Предприятие любая константа может быть объявлена
периодической.
Если константа периодическая то
в списке констант хранится не только ее последнее значение, но и все ранее
существовавшие значения с датами их ввода.
Для просмотра истории значения
константы необходимо:
1. Установить курсор в строку с нужной
константой.
2. Нажать кнопку История на панели инструментов окна Список
констант
или выбрать команду История значения из меню Действия или нажать клавишу F5
Если константа вводится впервые и для ее ввода
используется команда Сведения
об организации датой ввода
считается первое января текущего года. Изменения значений вводятся с текущей
датой. Текущую дату будут иметь и первые значения, если они вводятся через
окно Список
констант.
Записи окна История
можно редактировать, удалять и
добавлять, в том числе копированием.
Упражнение
5
1. Просмотрите список констант и определите, какие из констант являются периодическими.
Если значение константы меняется
несколько раз в течение одного дня, то в историю ее значений добавляется только
одно, последнее введенное в этот день значение. при большом списке значений в
окне История, нужное значение можно быстро найти по дате. Для этого
необходимо:
1. Установить курсор в колонку дата.
2. Ввести дату в формате: ГГММДД (без
разделителей)
План счетов
Система 1С: Бухгалтерия позволяет не только гибко настраивать план счетов, но и вести несколько планов счетов.
Настройка выполняется в
Конфигураторе и требует глубоких знаний принципов функционирования
системы.
В типовой конфигурации программы 1С: Предприятия содержится один план счетов, принятый в Российской Федерации для хозрасчетных организаций (Приказ Минфина № 56 от 01.11.91г. с изменениями и дополнениями на 17.02.97).
План счетов открывается через
меню Операции /План счетов или с помощью
кнопки План счетов панели инструментов Команды
бухгалтерии.
Кроме счетов и субсчетов,
определенных нормативными документами, в план счетов программы 1С: Бухгалтерия
введены некоторые дополнительные счета и субсчета. Например, счет 00
«Вспомогательный», субсчета 15.1 «заготовление и приобретение материалов» и
другие.
Счет или
субсчет,
имеющий
субсчета
(желтый
значок)------------------
Счет или
субсчет,
не имеющий
субсчетов
(синий
значок)-----------------------
Полное
наименование
выделенного счета
(субсчета)-------
Упражнение
6
1. Откройте План счетов и разверните окно на весь
экран.
2. Используя полезный совет, перейдите к счету 68 «Расчеты с бюджетом»,
ознакомьтесь с разбиением счета по субсчетам и ответе на вопрос, на
каком субсчете учитывается НДС.
3. Продолжите знакомство с планом счетов и запишите, на
какие субсчета разбит счет 50
«Касса».
Для того чтобы быстро найти нужный счет по коду,
выделите любое значение в столбце Код и введите код счета с клавиатуры – код
появится под столбцом, а в окне - счет
---------↓
Убрать код из строки поиска ESC
Изменение плана счетов
Кардинальные изменения плана
счетов производятся
в Конфигураторе. Созданные в этом
режиме счета и субсчета обычно нельзя ни удалить, ни изменить. Значок
таких счетов помечен красной галочкой.
Если помеченной галочкой счет
имеет субсчета, то перечень субсчетов можно расширить.
В режиме 1С: Предприятие можно создать и новые счета, но
их код не должен повторять уже использованные
коды. Например, можно ввести счета
счета 33, 72, 111 или
ВТ.
Счет и субсчета, которые можно
редактировать и удалять, не имеют пометки. Для перехода в режим редактирования используется
изученные ранее приемы.
План счетов может быть, свернут
(Действия/Иерархический список или кнопка Установка (отключение) режима вывода списка по группам).
Если
выделен счет, то список свернется
до уровня счетов, если выделен субсчет, то в окне останется только выделенный
счет и его
субсчета. Повторный выбор команды Иерархический список отменяет ее. Счет,
имеющий субсчета, называется счетом-группой. В свернутом виде
такие счета помечаются специальным значком.
Вызывать команду Иерархический
список удобно из контекстного меню в любом месте таблицы. Двойной щелчок по
значку счета-группы разворачивает (сворачивает) список
субсчетов.
******************************************************************
Упражнение
7
1. Создайте в плане счетов новый счет-группу: Код счета:
КВ.; наименование счета: Касса взаимопомощи сотрудников.
2. Примените команду Иерархический список и разверните
список субсчетов нового счета КВ.
3. Прочитайте полезный совет, примените команду Редактировать в диалоге и создайте на счете КВ. два субсчета
(без субсчетов третьего уровня):
КВ.1 «Касса в
рублях»
«Касса
взаимопомощи в рублях»
КВ.2 «Касса в
валюте»
« Касса взаимопомощи в
валюте»
4. Сверните список субсчетов счета КВ. и отмените команду
Иерархический список.
Если активна команда
Действия/Редактировать в диалоге, то атрибуты счета будут редактироваться не в
таблице, а специальном окне диалога.
Виды счетов по отношению к
балансу
В план счетов указываются два параметра, переделяющий вид счета по отношению к балансу:
q Заб. Признак за балансового счета. Если счет за
балансовый, то в графе Заб. ставится символ «+»
такие счета не могут
корреспондировать с основными счетами.
q Акт. Признак активности счета. Может иметь
значения:
А – активный счет. Всегда имеет
дебетовый остаток. Если кредитовый оборот превысил дебетовый, то дебетовый
остаток отрицательный.
П. – пассивный счет. Всегда имеет
кредитовый остаток. Если дебетовый оборот превысил кредитовый, то кредитовый
остаток отрицательный.
По умолчанию счет считается
активно-пассивным.
****************************************************************
Упражнение
8
1. Отмените команду Редактировать в диалоговом
окне.
2. Пометьте счет КВ. как за балансовый. Как внесенное
изменение отразилось на субсчетах?
3. Изменить признак активности субсчета КВ.1 на «А»
(активный счет). Изменились ли признаки активности у остальных счетов
группы?
4. Сделайте активным счет КВ. Отразилось ли изменение на
субсчете КВ.2?
Организация аналитического учета
Программа 1С: Предприятие предоставляет пользователю гибкую систему ведения аналитического учета, которая позволяет получить информацию о наличии и движении средств, предприятия не только по счетам, но и в более детальных разрезах.
Для обозначения любого рода
объектов аналитического учета в системе 1С: Предприятие введен
специальный термин – субконто. Субконто группируются
по видам. Например: конкретный поставщик (субконто) входит в группу контрагенты
(вид субконто).
Если на счете (субсчете)
предполагается ведение аналитического учета, к нему прикрепляется один или
несколько видов субконто.
Программа использует два вида
субконто:
q справочник
q перечисление
Справочники бухгалтер заполняет и
ведет самостоятельно.
Перечисления задаются на этапе
конфигурирования системы.
*******************************************************************
Упражнение
9
1. Просмотрите план счетов и определите, какие виды субконто привязаны:
а) к счету 10
«Материалы»
б) к счету 60 «Расчеты с
поставщиками и подрядчиками»
в) к счету 75 «Расчеты с
учредителями».
Используемые в типовой конфигурации документы, отчеты, справочники и перечисления подробно описаны в документации входящей в поставку системы 1С: Бухгалтерия. Книга "1«:Бухгалтерия 7.7. Типовая конфигурация.
Система
поиска
Система 1С: Предприятие позволяет использовать два способа поиска нужной информации.
Ø Быстрый поиск ориентирован на тот вид данных, который отображается в окне, и, следовательно, специфичен. Примеры: быстрый поиск значения константы по дате и счета по коду (стр.).
Ø Произвольный поиск – это стандартный режим, предназначенный для поиска в списке конкретного значения одного из возможных типов данных.
Для организации произвольного поиска:
- нажмите на панели Стандартная кнопку Поиск или выберите Действия/Поиск/Искать… или нажмите CTRL+F3
- определите тип искомой информации
- введите искомое значение или первые символы
- укажите направление поиска
- нажмите кнопку Поиск.
Последующий поиск можно проводить, используя панель Стандартная:
ввод или выбор объекта поиска.
******************************************************************
Упражнение 10
1. Используя произвольный поиск, найдите в плане счетов счета, по которым ведется аналитический учет по субконто Сотрудники.
2. Запишите номера и название этих счетов
3. Определите сколько в плане счетов, связанных с субконто Контрагенты.
Количественный учет
Для того чтобы получить более полную учетную информацию о некоторых объектах аналитического учета, необходимо вести количественный учет.
Например, необходимо знать не только, какие товары находятся на складе, но и в каком количестве.
В совокупности с аналитическим учетом система 1С: Предприятие позволяет вести и количественный учет.
Возможность ведения на счете количественного учета задается на этапе конфигурирования. По конкретному счету будет вестись количественный учет, если в плане счетов в графе Кол. задан признак ведения количественного учета – знак «+».
При вводе операций по счету с заданным количественным учетом, программа потребует ввести количество, а сумму проводки будет рассчитывать умножением цены за единицу на количество.
****************************************************************
Упражнение 11
1. Просмотрите план счетов и определите, по какому из за балансовых счетов задан признак количественного учета.
План счетов можно вывести на печать:
· Откройте окно План счетов
· Нажмите кнопку Печать в левом нижнем углу окна – на экране появится печатная форма плана счетов
· Нажмите кнопку Печать на Стандартной панели инструментов
· Закройте окно печатной формы плана счетов.
Валютный учет
Бухгалтерский учет системы 1С: Предприятие позволяет вести валютный учет по нескольким видам валют.
Возможность ведения валютного учета по тому или иному счету задается на этапе конфигурирования системы. Счет или субсчет, по которому может учитываться валюта, называется валютным.
В плане счетов валютные счета (субсчета) имеют пометку в графе Вал.
Организация может иметь дело с произвольным числом валют (для каждой валюты - отдельный субсчет).
список валют хранится в справочнике Валюты. При заполнении реквизитов желательно использовать Общероссийский классификатор валют.
кратность показывает за какую сумму валюты дают указанное в курсе количество рублей
******************************************************************
Упражнение 12
1. Предприятие ЗАО « _» планирует вести внешнеэкономическую деятельность. Откройте план счетов и определите, по каким счетам и субсчетам можно вести валютный учет в типовой конфигурации. Помете их.
2. В кассе взаимопомощи будут использоваться как рубли, так и валюта. Задайте признак валютного учета для субсчета КВ.2.
Если для счета задан валютный учет, то при вводе операций программа затребует вид и сумму валюты, а сумма проводки будет рассчитана умножением валютной суммы на курс валюты на дату операции.
Установка
рабочей даты
Данные, дата изменения которых учитывается программой, называются периодическими.
Рабочая дата – это дата системы 1С: Предприятия.
Рабочая дата автоматически проставляется при вводе документов и хозяйственных операций, но может быть изменена пользователем.
Кроме того, при изменении отдельных констант и некоторых реквизитов элементов справочников программа запоминает не только новое значение, но и дату его изменения, т.е. текущую рабочую дату, чтобы можно было проследить изменение значения во времени.
При старте системы 1С: Предприятие рабочая дата считывается из системных часов компьютера.
Для изменения рабочей даты используется команда Параметры из меню Сервис (вкладка Общие).
Дата в формате ДД.ММ. ГГ. (число, порядковый номер месяц, год) с клавиатуры или через календарь.
При необходимости можно изменить режим смены даты в полночь.
При следующем запуске системы рабочая дата вновь будет считана из системных часов компьютера.
****************************************************************
Упражнение 13
1. Прошло 10 дней с момента регистрации Вашего предприятия. Сегодня на Вашем календаре 15.01.2005. Измените рабочую дату программы согласно регистрации.
2. Откройте справочник Валюты и обратите внимание на дату, указанную в заголовке окна справочника.
3. Измените курс доллара на значение 34,50 рублей за доллар.
При смене рабочей даты системная дата компьютера остается текущей и выделяется в календаре красным цветом. Если использовать для перехода по датам в календаре значение Текущая дата, то переход будет выполнен на системную дату компьютера, а не текущую рабочую дату.
История
значения реквизита
При изменении периодических реквизитов следует внимательно следить за рабочей датой.
Редактирование элемента
справочника, имеющего периодические реквизиты, производится обычным образом. При
записи такого элемента в справочник на экран выводится запрос, в котором
помечены изменяемые реквизиты. Значение периодических реквизитов можно
просмотреть и отредактировать, нажав кнопкуИстория.
****************************************************************
Упражнение 14
1. Откройте окно История/Валюты/курс/USD и просмотрите историю курса доллара.
2. Закройте окно справочника Валюты. Допустим, прошло несколько дней – измените рабочую дату.
3. Курс доллара по сравнению с предыдущей датой упал на 0,2. Измените курс доллара в справочнике Валюта.
4. Еще раз просмотрите историю курса доллара (есть ли там Ваши изменения?). Закройте справочник.
Дополнительная настройка
аналитики
1С: Комплексная 7.7 предоставляет возможность гибкой настройки аналитического учета на счетах. При закреплении за счетом вида субконто система предлагает задать дополнительные признаки, в соответствии с которыми будет в дальнейшем вестись учет на счете.
Только обороты. По субконто не будет разворачиваться остатки счета, а будет разворачиваться только обороты. В плане счетов такие субконто имеют пометку (об.). По умолчанию признак выключен.
Учет по сумме. По умолчанию признак включет. Может быть отключен, если по субконто не нужен в суммовом выражении. Например, по субконто «Места хранения» на счете ведется только количественный учет.
Учет по валютной сумме. Активен только для валютных счетов, по умолчанию включен. Если по субконто ведется только учет по валютной сумме (признак учета по сумме выключен), субконто помечается.
Учет по количеству. Активен только для тех счетов с количественным учетом, по умолчанию включен. Если признак учета по сумме (или по количеству) выключен, субконто помечается.
****************************************************************
Упражнение 15
1. Найдите в плане счетов вид субконто, по которому ведется количественный учет. Какой это вид субконто?
2. Закрепите за счетом КВ. вид субконто Сотрудники. Как отразилось это изменение нам субсчетах.
Многоуровневые справочники
Справочники можно открывать для редактирования через
меню Справочники или с помощью команды Справочники меню Операции.
В зависимости от содержания справочника его элементы могут быть (или не быть) объединены в группы. Если объекты справочника можно группировать, то в меню Действия есть команда Новая группа, а на панели инструментов окна – кнопка Новая группа.
Для каждой новой группы задается уникальный код (автоматически, но менять его можно) и название. Чтобы открыть группу, надо дважды щелкнуть по значку или выбрать Действия /Следующий уровень, или нажать CTRL+↓.
Некоторые справочники позволяют создать дерево групп, т.е. группы внутри групп (группы второго, третьего и т.д. уровней)
Рисунок
3
Щелчком по значку + (-) можно сворачивать и разворачивать структуру групп, Двойной щелчок по папке на дереве открывает группу.
Для возврата к списку предыдущего уровня надо нажать CTRL+↑ или дважды щелкнуть по значку открытой группы, или выбрать Действия/Предыдущий уровень.
Количество справочников, а также структура каждого из них задается на этапе конфигурирования.
Заполнять справочники можно как в начале работы, так и по ходу дальнейшей работы.
************************************************************
Упражнение
16
1. Откройте справочник Номенклатура и создайте следующую структуру.
Номенклатура→ и создайте группы соответственно рисунку 3.
И далее соответственно
2. В распоряжении АО находится склады: войдите в справочник Склады из меню Структура компании и внесите ниже приведенные склады:
3.
Упражнение
17
1. АО начинает выпуск продукции. Заполните справочник Номенклатура (группа Вентиляторы и Телевизоры/вентилятор марки367хв, телевизор “NIC -2000”) по ходу ввода внесите новые записи в справочники Цена товара, Единицы измерения.
2. Вторую модель введите копированием первой. Измените номер модели, плановую себестоимость, и отпускную цену без налогов.
Для ввода числовых значений удобно использовать встроенный в окно диалога калькулятор.
Подчиненные справочники
Система 1С: Комплексная позволяет связывать между собой элементы различных справочников, Например, в справочнике Договоры хранятся номера договоров, заключенных с конкретной организацией (частным лицом) -–элемент справочника Контрагенты. В этом случае говорят, что один справочник подчинен другому.
В окне подчиненного справочника
отображается только те элементы, которые связаны с текущим владельцем. Прежде,
чем подчиненный
справочник необходимо выделить элемент-владелец. В противном случае подчиненный
справочник откроется без элементов, в заголовке окна появится надпись Не задан
элемент-владелец. Переход от справочника- владельца к подчиненному справочнику и
обратно можно выполнить с помощью кнопок на панели инструментов или команд из
меню Действия.
На этапе конфигурирования справочник-владелец может быть настроен так, что заполнение подчиненных справочников возможно непосредственно из формы элемента-владельца.
Упражнение 18
1. Создайте справочник Контрагенты. Создайте дерево групп:
Согласно вышеприведенного рисунка.
2. Внесите данные о контрагентах и закройте справочник.
окно контрагента заполнить согласно рисунка
Перемещение элементов
Для перемещения элементов справочника из одной группы в другую необходимо:
§ Выделить перемещаемый объект
§ На дереве групп выделить группу, в которую его надо поместить
§ На панели инструментов окна нажать кнопку Перенести в группу или выбрать в меню Действия команду Перенести в другую группу
§ Подтвердить свое намерение переместить объект.
Переходить от одного открытого вторичного окна к другому можно не только через меню Окно, но и с помощью окон, расположенных в нижней части экрана.
Справочник
Сотрудники
Каждый справочник имеет свою специфику. Наиболее сложно организован справочник Сотрудники. Работа в нем позволяет вести учет кадров на основании документов и анализировать учетные данные.
Вводить новые данные о сотрудниках можно как через документы, так и вручную.
Упражнение
19
1. В соответствии с указанием директора Вам надо оформить поступление на работу нового сотрудника. Выполните при этом следующие действия:
- Установите рабочую дату
– 20.01.2005
- Откройте группу справочника Сотрудники
- Создайте новый Приказ о приеме на работу
- Внесите перечисленные данные в окно диалога (№ приказа 1, дата составления (текущая), Ф.И.О., подразделение - Администрация, должность-секретарь, место работы - основное (установить флажок), месячный оклад-1200 рублей.
- Нажмите кнопку ОК и на вопрос «Провести документ?» ответьте положительно.
- Просмотрите отчет по всем сотрудникам – (кнопка По всем)
2. Введите недостающие данные о
сотрудниках на
текущую дату: дата приема- – Зарплата; месячные
оклады: через кнопку Кадровые
данные – Приказ о принятии на работу
Директор – 8000 рублей; Главный бухгалтер – 5000 рублей; кассир – 2000 рублей.
3. Измените дату ввода данных на 11 января.
4.Создайте в группе Торговый отдел новый элемент: Егорова Татьяна Николаевна: кассир-операционист; дата приема на работу 11 января; месячный оклад – 3000 рублей; счет затрат44; вид деятельности –; статья затрат –оплата труда.
5.Используя копирование записей внесите в туже группу еще один элемент. Изменения: Федорова Нина Васильевна; закройщица; месячный оклад-4000 рублей.
6.Создайте в группе Торговый отдел новый элемент: Павлова Ирина Сергеевна; продавец; дата приема на работу 11 января; месячный оклад – 2000 рублей;
Рекомендации по выполнению приведенных выше упражнений.
2. Введите на дату 5 января недостающие данные об ответственных лицах.
· Измените рабочую дату программы на 5 января
· Войдите в меню Зарплата и кадры, откройте документы кадрового учета и заполните приказ о приеме на работу.
· Перейдите на вкладку Начисление зарплаты.
· Введите сумму месячного оклада (можно с помощью калькулятора).
· Укажите счет по начисленной заработной плате –26.
· Завершите редактирование, нажав ОК.
3. Измените дату ввода данных на 11 января.
· Закройте справочник Сотрудники
· Измените дату на вкладке Общие окна Параметры (меню Сервис)
4. Создайте в справочнике Физические лица новый элемент.
· Перейдите в группу справочника Сотрудники
· Выберите Действия/Новый или нажмите клавишу INSERT на клавиатуре
· Введите требуемые реквизиты
5. Используя копирование записей, внесите изменения в ту же группу еще один элемент.
· Введите последний элемент, нажмите клавишу F9 и внесите необходимые изменения в реквизиты нового элемента справочника.
6. Создайте в группе Торговый отдел справочника Сотрудники новый элемент.
Сортировка
Записи справочника можно сортировать по полям.
Для сортировки записей справочника:
¨ Выберите из меню Действия команду Сортировка или воспользуйтесь контекстным меню
¨ В открывшемся подменю укажите поле, по которому необходимо провести сортировку.
По умолчанию записи в справочниках сортируются по наименованию.
Поскольку по умолчанию элементы многоуровневых справочников выводятся на экран по группам (действует команда Действия/Иерархический список), сортировка происходит внутри текущей группы, при этом в начала списка выводится название этой группы.
Для того, чтобы производить сортировку по всем элементам справочника, а не только внутри текущей группы, показ в виде иерархического списка должен быть отключен. В этом случае заголовки групп и элементы справочника не различаются и сортируются как один список.
Возможность сортировки справочника по реквизиту и перечень реквизитов, по которым может, производится сортировка, задается на этапе конфигурирования.
*****************************************************************
Упражнение 20
1. Откройте группу справочника Сотрудники и определите, по какому полю отсортирован список.
2. Отключите режим Иерархический список.
3. Отсортируйте справочник по коду.
4. Вернитесь к показу записей в виде иерархического списка.
Отбор
элементов справочника
На этапе конфигурирования система 1С: Предприятие для элементов справочника может быть предусмотрен отбор по значению какого-либо реквизита.
Для отбора элементов справочника надо:
¨ Выбрать в
меню Действия команду Отбор по значению/Отобрать… или
нажать кнопку Отбор по
значению
¨ Выбрать вид отбора (из числа предусмотренных конфигурацией)
¨ Выбрать значение отбора: - из всех возможных значений
- из числа используемых значений (предварительно получив их список).
¨ Установить отбор.
Для того, чтобы вывести на экран все элементы справочника отбор надо отключить (меню Действия или кнопку отключить отбор).
****************************************************************
Упражнение
21
1. Откройте
справочник Номенклатура.
2. 2. Отмените группировку элементов справочника, отсортируйте список по наименованию и произведите отбор элементов типа: товар.
3. Отмените отбор товаров и отберите все записи о производимой продукции. Отмените отбор.
4. Исследуйте действие кнопок Быстрый отбор по значению и История отбора.
5. Вернитесь к иерархической форме представления списка элементов справочника.
6. Закройте справочник Номенклатура.